Родительский университет

Цель: повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства, установление контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Задачи:

  1. формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  2. формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
  3. обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  4. организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования.

План мероприятий

развернуть

План мероприятий по реализации проекта "Родительский университет" 

Государственного учреждения образования

"Средняя школа № 2 г. Марьина Горка"

на 2024/2025 учебный год

№ п/п

Тема занятий

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные исполнители

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

 

1 класс

 

 

 

1.1

Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе

Октябрь

лекция/ практикум / вебинар

классный

руководитель,

педагог-психолог,

медицинский

работник

1.2

Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника

Декабрь

беседа/ практикум / мастер-класс

классный руководитель, медицинский работник

1.3

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Ценности, традиции и обычаи  семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

Март

круглый стол/ дискуссия/ форум

Классный  руководитель

1.4

Тема 4. Положительные

эмоции в жизни школьника.

Эмоции в нашей жизни.

Значение эмоционально-чувственной сферы для

формирования полноценной

личности. Рекомендации

родителям по развитию

положительных эмоций

ребенка

Май

Семинар-практикум

/психологи ческий

тренинг

 

Классный  руководитель

Педагог-психолог

 

2 класс

 

 

 

2.1

Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться.

Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка

Октябрь

беседа/ семинар-практикум

Классный  руководитель

2.2

Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.

Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья

Декабрь

круглый стол/ семинар-практикум

Классный  руководитель, медицинский работник

2.3

Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребёнка

Март

лекция/ семинар-практикум/психологический тренинг

Классный  руководитель

педагог-психолог, педагог социальный

2.4

Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться

Май

круглый стол/ дискуссия/

Классный   руководитель

 

3 класс

 

 

 

3.1

Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.

Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям

Октябрь

беседа/ семинар-практикум

Классный  руководитель

3.2

Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.

Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников

Декабрь

лекция/ семинар-практикум

Классный  руководитель

педагог-психолог

3.3

Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.

Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни

Март

беседа/ дискуссия/ практикум

Классный  руководитель

педагог социальный, медицинский работник

3.4

Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения.

Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви

Май

семинар-практикум/психологический тренинг

Классный  руководитель

педагог-психолог, педагог социальный

 

4 класс

 

 

 

4.1

Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников

Октябрь

лекция/

Классный  руководитель

педагог-психолог,

медицинский работник

4.2

Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей.

Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие

Декабрь

круглый стол/ дискуссия/ семинар-практикум

Классный  руководитель, педагог социальный

4.3

Тема 3. Ребенок и компьютер.

Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.

Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером

Март

круглый стол/ дискуссия/ семинар-практикум

Классный  руководитель

педагог-психолог, классный руководитель

4.4

Тема 4. Книги в жизни школьника.

Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

Май

круглый стол/ дискуссия/

 

Классный  руководитель

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

 

5 класс

 

 

 

5.1

Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.

Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе

Октябрь

семинар-практикум

Классный  руководитель, педагог-психолог, медицинский работник

5.2

Тема 2. Ребенок среди сверстников

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками

Декабрь

круглый стол/ беседа/ семинар-практикум

Классный   руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

5.3

Тема 3. Ваш ребенок вырос.

Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста

Март

лекция/ беседа

Классный  руководитель

педагог-психолог, педагог социальный,

медицинский работник

5.4

Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье.

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета

Май

круглый стол/ дискуссия/

Классный  руководитель,

педагог социальный педагог

 

6 класс

 

 

 

6.1

Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики.

Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка

Октябрь

лекция/ беседа/

Классный  руководитель

педагог-психолог, педагог социальный,

6.2

Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

Декабрь

семинар-практикум/психологический тренинг

Классный  руководитель

педагог-психолог,

6.3

Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

Март

круглый стол/ дискуссия/ семинар-практикум

Классный  руководитель

педагог-психолог,

6.4

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период

Май

семинар-практикум

Классный  руководитель

педагог социальный, медицинский работник

 

7 класс

 

 

 

7.1

Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.

Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе

Октябрь

лекция/ беседа/

Классный  руководитель

педагог-психолог, медицинский работник

7.2

Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»

Декабрь

круглый стол/ беседа

Классный  руководитель

педагог социальный, инспектор по делам несовершен-нолетних

7.3

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.

Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

Март

конферен-ция/ дискуссия/ семинар-практикум/психологический тренинг

Классный  руководитель

педагог социальный, педагог-психолог

7.4

Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учёбе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех

Май

беседа/ семинар-практикум/психологический тренинг

Классный  руководитель,

педагог-психолог

 

8 класс

 

 

 

8.1

Тема 1. Жизненные цели подростков.

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.

Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей

Октябрь

лекция/ беседа/

Классный  руководитель

педагог-психолог, педагог социальный

8.2

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)

Декабрь

семинар-практикум/психологический тренинг

Классный  руководитель

педагог-психолог,

педагог социальный, инспектор по делам несовершен-нолетних

8.3

Тема 3. Осторожно: суицид.

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.

Профилактика суицидального поведения

Март

беседа/ семинар-практикум

Классный  руководитель

педагог-психолог, педагог социальный

8.4

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.

Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.

Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов

Май

круглый стол/ семинар-практикум/психологический тренинг

Классный  руководитель

педагог-психолог, социальный педагог,

 

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

 

9 класс

 

 

 

9.1

Тема 1. Портрет современного подростка.

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе

Октябрь

лекция/ конферен-ция/

Классный  руководитель

педагог-психолог,  медицинский работник

9.2

Тема 2. Агрессия, её причины и последствия.

Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка

Декабрь

беседа/ семинар-практикум

Классный  руководитель

педагог-психолог,

педагог социальный

9.3

Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек

Март

лекция/ беседа/ семинар-практикум

Классный  руководитель

педагог-психолог,

педагог социальны

9.4

Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?

Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков

Май

форум/ семинар-практикум

Классный  руководитель

педагог-психолог, социальный педагог,

классный руководитель

 

10 класс

 

 

 

10.1

Тема 1. Здоровье - это жизнь.

Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами.

Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки.

Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня

Октябрь

лекция/ беседа/ семинар-практикум

Классный  руководитель

педагог социальный, медицинский работник

10.2

Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка.

Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку

Декабрь

круглый стол/ дискуссия/ форум/

Классный  руководитель

педагог-психолог, медицинский работник

10.3

Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья.

Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения.

Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП.

Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья

Март

беседа/ круглый стол/

Классный  руководитель

педагог-психолог,

педагог социальный

10.4

Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе

Май

круглый стол/ дискуссия/ психологический тренинг,

классный  руководитель,

педагог-психоло

 

11 класс

 

 

 

11.1

Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии.

Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии

Октябрь

семинар-практикум

Классный  руководитель

педагог-психолог,

11.2

Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?

Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости.

Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей

Декабрь

беседа/ практикум

Классный  руководитель

педагог-психолог, педагог социальный, медицинский работник, инспектор по делам несовершен-нолетних

11.3

Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.

Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей.

Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни

Март

круглый стол/ дискуссия/

Классный  руководитель

педагог социальный,

 

11.4

Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?

Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).

Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период

Май

семинар-практикум/психологический тренинг

Классный   руководитель,

педагог-психолог,

медицинский работник

 

 
свернуть

Республиканский центр психологической помощи

развернуть
Республиканский центр психологической помощи проводит консультирование участников образовательного процесса в кризисных и затруднительных жизненных ситуациях.
Телефон для записи на консультацию + 375 17 3001006.
Учреждение здравоохранения «Минский областной  клинический центр»  осуществляет оказание экстренной психологической помощи по «телефону доверия»  +375 17 202-04-01.
свернуть

Информация о ресурсе POMOGUT.BY

развернуть

По инициативе МВД Республики Беларусь разработан интерактивный информационный ресурс POMOGUT.BY, который направлен на профилактику наркомании, оказание помощи наркозависимым и созависимым.

На сайте kids.pomogut.by собрана самая важная информация о проблемах в сети,  о «Насилии в отношении детей», о «Безопасном поведении».

Как вовремя понять что такое буллинг? Куда обращаться и кто может помочь? Как с этим бороться ? На эти и многие другие вопросы можно найти ответ на сайте.

 «Всё о наркомании»

На сайте pomogut.by собрана самая важная информация о проблеме наркомании. Как вовремя распознать в ребенке начинающего наркомана? Куда обращаться и кто может помочь? Какая ответственность предусмотрена за распространение наркотиков? На эти и многие другие вопросы вы найдете там ответ.

«Помощь наркозависимым»

На сайте pomogut.by  вы найдете контакты специальных организаций в Беларуси, которые оказывают услуги зависимым, созависимым и тем, кто находится в стадии ремиссии. Приведен перечень их услуг, общая информация об организации, а также имеющиеся вакансии для трудоустройства, ближайшие мероприятия и так далее.

 «Получить консультацию»

На сайте pomogut.by через специальную форму каждый желающий может совершенно бесплатно получить консультацию эксперта по вопросам оказания помощи наркозависимым.

Проект «POMOGUT.BY» –  это объединение усилий и возможностей государства и гражданского общества.  Его задача — помочь тем, кто оказался один на один со своей бедой и потерялся в океане обещаний, предложений и услуг.

свернуть

Листовки РОВД

развернуть
поделиться в: