№ п/п
|
Тема занятий
|
Сроки проведения
|
Форма проведения
|
Ответственные исполнители
|
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
|
|
1 класс
|
|
|
|
1.1
|
Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе
|
Октябрь
|
лекция/ практикум / вебинар
|
классный
руководитель,
педагог-психолог,
медицинский
работник
|
1.2
|
Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника
|
Декабрь
|
беседа/ практикум / мастер-класс
|
классный руководитель, медицинский работник
|
1.3
|
Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться
|
Март
|
круглый стол/ дискуссия/ форум
|
Классный руководитель
|
1.4
|
Тема 4. Положительные
эмоции в жизни школьника.
Эмоции в нашей жизни.
Значение эмоционально-чувственной сферы для
формирования полноценной
личности. Рекомендации
родителям по развитию
положительных эмоций
ребенка
|
Май
|
Семинар-практикум
/психологи ческий
тренинг
|
Классный руководитель
Педагог-психолог
|
|
2 класс
|
|
|
|
2.1
|
Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться.
Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка
|
Октябрь
|
беседа/ семинар-практикум
|
Классный руководитель
|
2.2
|
Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.
Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья
|
Декабрь
|
круглый стол/ семинар-практикум
|
Классный руководитель, медицинский работник
|
2.3
|
Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.
Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.
Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребёнка
|
Март
|
лекция/ семинар-практикум/психологический тренинг
|
Классный руководитель
педагог-психолог, педагог социальный
|
2.4
|
Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.
Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться
|
Май
|
круглый стол/ дискуссия/
|
Классный руководитель
|
|
3 класс
|
|
|
|
3.1
|
Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.
Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям
|
Октябрь
|
беседа/ семинар-практикум
|
Классный руководитель
|
3.2
|
Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.
Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников
|
Декабрь
|
лекция/ семинар-практикум
|
Классный руководитель
педагог-психолог
|
3.3
|
Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.
Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни
|
Март
|
беседа/ дискуссия/ практикум
|
Классный руководитель
педагог социальный, медицинский работник
|
3.4
|
Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.
Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения.
Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви
|
Май
|
семинар-практикум/психологический тренинг
|
Классный руководитель
педагог-психолог, педагог социальный
|
|
4 класс
|
|
|
|
4.1
|
Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.
Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников
|
Октябрь
|
лекция/
|
Классный руководитель
педагог-психолог,
медицинский работник
|
4.2
|
Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей.
Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие
|
Декабрь
|
круглый стол/ дискуссия/ семинар-практикум
|
Классный руководитель, педагог социальный
|
4.3
|
Тема 3. Ребенок и компьютер.
Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.
Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером
|
Март
|
круглый стол/ дискуссия/ семинар-практикум
|
Классный руководитель
педагог-психолог, классный руководитель
|
4.4
|
Тема 4. Книги в жизни школьника.
Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире
|
Май
|
круглый стол/ дискуссия/
|
Классный руководитель
|
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
|
|
5 класс
|
|
|
|
5.1
|
Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.
Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе
|
Октябрь
|
семинар-практикум
|
Классный руководитель, педагог-психолог, медицинский работник
|
5.2
|
Тема 2. Ребенок среди сверстников
Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками
|
Декабрь
|
круглый стол/ беседа/ семинар-практикум
|
Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный
|
5.3
|
Тема 3. Ваш ребенок вырос.
Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста
|
Март
|
лекция/ беседа
|
Классный руководитель
педагог-психолог, педагог социальный,
медицинский работник
|
5.4
|
Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье.
Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета
|
Май
|
круглый стол/ дискуссия/
|
Классный руководитель,
педагог социальный педагог
|
|
6 класс
|
|
|
|
6.1
|
Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.
Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики.
Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка
|
Октябрь
|
лекция/ беседа/
|
Классный руководитель
педагог-психолог, педагог социальный,
|
6.2
|
Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.
Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.
|
Декабрь
|
семинар-практикум/психологический тренинг
|
Классный руководитель
педагог-психолог,
|
6.3
|
Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.
Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях
|
Март
|
круглый стол/ дискуссия/ семинар-практикум
|
Классный руководитель
педагог-психолог,
|
6.4
|
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.
Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период
|
Май
|
семинар-практикум
|
Классный руководитель
педагог социальный, медицинский работник
|
|
7 класс
|
|
|
|
7.1
|
Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.
Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе
|
Октябрь
|
лекция/ беседа/
|
Классный руководитель
педагог-психолог, медицинский работник
|
7.2
|
Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.
Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»
|
Декабрь
|
круглый стол/ беседа
|
Классный руководитель
педагог социальный, инспектор по делам несовершен-нолетних
|
7.3
|
Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста
Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.
Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком
|
Март
|
конферен-ция/ дискуссия/ семинар-практикум/психологический тренинг
|
Классный руководитель
педагог социальный, педагог-психолог
|
7.4
|
Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.
Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учёбе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех
|
Май
|
беседа/ семинар-практикум/психологический тренинг
|
Классный руководитель,
педагог-психолог
|
|
8 класс
|
|
|
|
8.1
|
Тема 1. Жизненные цели подростков.
Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.
Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей
|
Октябрь
|
лекция/ беседа/
|
Классный руководитель
педагог-психолог, педагог социальный
|
8.2
|
Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.
Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)
|
Декабрь
|
семинар-практикум/психологический тренинг
|
Классный руководитель
педагог-психолог,
педагог социальный, инспектор по делам несовершен-нолетних
|
8.3
|
Тема 3. Осторожно: суицид.
Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.
Профилактика суицидального поведения
|
Март
|
беседа/ семинар-практикум
|
Классный руководитель
педагог-психолог, педагог социальный
|
8.4
|
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.
Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.
Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.
Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов
|
Май
|
круглый стол/ семинар-практикум/психологический тренинг
|
Классный руководитель
педагог-психолог, социальный педагог,
|
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
|
|
9 класс
|
|
|
|
9.1
|
Тема 1. Портрет современного подростка.
Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе
|
Октябрь
|
лекция/ конферен-ция/
|
Классный руководитель
педагог-психолог, медицинский работник
|
9.2
|
Тема 2. Агрессия, её причины и последствия.
Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.
Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка
|
Декабрь
|
беседа/ семинар-практикум
|
Классный руководитель
педагог-психолог,
педагог социальный
|
9.3
|
Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.
Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек
|
Март
|
лекция/ беседа/ семинар-практикум
|
Классный руководитель
педагог-психолог,
педагог социальны
|
9.4
|
Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?
Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков
|
Май
|
форум/ семинар-практикум
|
Классный руководитель
педагог-психолог, социальный педагог,
классный руководитель
|
|
10 класс
|
|
|
|
10.1
|
Тема 1. Здоровье - это жизнь.
Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами.
Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки.
Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня
|
Октябрь
|
лекция/ беседа/ семинар-практикум
|
Классный руководитель
педагог социальный, медицинский работник
|
10.2
|
Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка.
Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку
|
Декабрь
|
круглый стол/ дискуссия/ форум/
|
Классный руководитель
педагог-психолог, медицинский работник
|
10.3
|
Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.
Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья.
Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения.
Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП.
Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья
|
Март
|
беседа/ круглый стол/
|
Классный руководитель
педагог-психолог,
педагог социальный
|
10.4
|
Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?
Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе
|
Май
|
круглый стол/ дискуссия/ психологический тренинг,
|
классный руководитель,
педагог-психоло
|
|
11 класс
|
|
|
|
11.1
|
Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?
Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии.
Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии
|
Октябрь
|
семинар-практикум
|
Классный руководитель
педагог-психолог,
|
11.2
|
Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?
Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости.
Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей
|
Декабрь
|
беседа/ практикум
|
Классный руководитель
педагог-психолог, педагог социальный, медицинский работник, инспектор по делам несовершен-нолетних
|
11.3
|
Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.
Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей.
Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни
|
Март
|
круглый стол/ дискуссия/
|
Классный руководитель
педагог социальный,
|
11.4
|
Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?
Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).
Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период
|
Май
|
семинар-практикум/психологический тренинг
|
Классный руководитель,
педагог-психолог,
медицинский работник
|